Миф №1. «Компьютер рано изучать, ребенок даже не умеет писать!». ScratchJr (Scratch Junior), Kodu Game Lab, – крупные объединения педагогов, программистов и психологов давно разработали платформы для детей разного возраста, симулирующие программирование и позволяющих к нему подготовиться. Для детей 5-7 лет именно эти являются на сегодня самыми востребованными.
Есть также LightBot, Kodable, Hour of Code и целый ряд менее успешных. Для школьников более старшего возраста – Minecraft, Roblox (подробнее в
другой статье на Codingforkids) и Unity. Интерфейс этих платформ похож на сложную, но интересную игру или конструктор. Для детей создание игр из различных цифровых деталек служит введением в программирование. Они создают алгоритмы, чтобы управлять созданными ими же персонажами. Получается настоящая компьютерная игра или анимированная история! Ребенок не умеет писать?
Настоящему коду с операторами и переменными учить еще рано, а блоки специализированных платформ разработаны так, чтобы он решал интересные аналитические задачи, приближенные к настоящему программированию. Развивается ум, ребенок готовится к усвоению тех самых навыков письма и счета. Процесс работы в ScratchJr или Kodu провоцирует и дразнит аналитические и творческие способности.
Наконец, разносторонние задачи программирования учат учиться и работать с информацией. Это захватывающее интеллектуальное приключение для детей и продуктивное «цифровое потребление». Курсы программирования для детей в качестве дошкольной подготовки удобны еще и тем, что наряду с очным форматом в большинстве детских школ программирования доступны дистанционные занятия онлайн. Это очень удобно, если у родителей жесткое расписание.
Миф №2. «Код не для ребенка, а IT-курсы для «подготовишек» – только попытка заработать, ведь IT – это модно». Если это так, то зачем автор 500 успешных стартапов, известный программист Мэтт Лернер взялся учить «кодингу» на Python своего 10-летнего сына? Дискуссия о пользе обучения детей программированию давно завершилась, хотя многие не в курсе причин и аргументов.
Интересующихся можно отослать к знаменитой программной речи
«Let’s teach kids to code» на TED Talks другого программиста – Митча Резника. Всеобщая цифровизация жизни такова, что бороться с «прилипанием» маленьких детей к смартфону или планшету бесполезно. Знает всякий, кто пробовал. Но! Можно возглавить процесс, направив его в позитивное русло. Вот почему Мэтт Лернер писал, что впервые идея усадить ребенка за «Питон» пришла ему в голову, когда он увидел, как его дети часами играют в Angry Birds на телефоне. Пусть создают игры, а не играют в них!
Миф №3. «Мой ребенок превратиться в того гика, живущего в своей реальности!». Стереотип о программистах, как об экзальтированных людях, которые общаются только с компьютером и сами превращаются в роботов очень далек от реальности. Достаточно посмотреть на разработчика ChatGPT Сэма Альтмана или любого другого публичного программиста.
На компьютерных курсах для дошкольников много общения, обсуждения проектов сверстниками и обмена идеями. Изучение технологий обычно сопровождается интересными конкурсами и игровой подачей материала. Например, в Школе программирования и робототехники «Пиксель» за успешно решенные задачи ребятам выдают внутреннюю валюту – «Пиксель Баллы».